Перепост.

А.Г. ТИЩЕНКО
А.Г. Тищенко, капитан юстиции, офицер юридической службы ВС РФ.
Думаю, читатель согласится со мной, что название статьи само по себе "режет" слух каждому, кто имеет непосредственное отношение к военной службе. Беспрекословное выполнение подчиненным приказа, отданного ему командиром (начальником), - основной признак единоначалия, которое, в свою очередь, является одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Более того, в абз. 3 ст. 30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - УВС ВС РФ) сказано: обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением <*>.
--------------------------------
<*> Это утверждение более подробно будет рассмотрено ниже.
Однако, несмотря на всю ясность и незыблемость вышеназванных положений, время от времени в тех или иных ситуациях возникает спор на предмет выполнения подчиненным незаконного приказа командира (начальника). Обсуждаются и иные формы рассматриваемой проблемы: имеет ли право военнослужащий не выполнять заведомо незаконный приказ командира (начальника)? Необходимо ли привлекать военнослужащего, не выполнившего незаконный приказ, к юридической ответственности? Существует и более "радикальное" мнение: подчиненный, получив незаконный приказ, обязан доложить о незаконности приказа отдавшему его командиру (начальнику) и в случае подтверждения его исполнения, не исполняя незаконный приказ, доложить о его получении вышестоящему командиру (начальнику).
Имеют ли перечисленные вопросы законные основания? Или же они являются следствием искаженного понимания демократических процессов, происходивших и происходящих в нашей стране, охвативших все институты государства, в том числе и Вооруженные Силы? Попытаемся разобраться.

Итак, должен ли исполняться военнослужащим незаконный приказ? Ключевым словом в этом предложении является слово "незаконный". Именно оно вызывает чувство сомнения в истинности возможного ответа на вопрос и предопределяет его структуру. Действительно, вопрос: "Должен ли военнослужащим исполняться законный приказ?" - лишен содержания, поскольку на него без раздумий готов ответ: "Так точно!" Именно такой смысл содержат в себе ст. ст. 30 и 31, ст. ст. 38 - 41 УВС ВС РФ. Кратко их (названных статей УВС ВС РФ) суть может быть выражена в двух тезисах:
- военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона;
- приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок.
Но если командир (начальник) отдает незаконный приказ? Какие действия должен (или обязан, или имеет право) предпринять военнослужащий, получивший данный приказ, чтобы при этом не нарушить закон самому? Возможен ли он (незаконный приказ) вообще?
Исходя из содержащихся в ст. 30 и ст. ст. 38 - 41 УВС ВС РФ требований, незаконный приказ в принципе (читай " в теории"b) невозможен. Однако повседневная жизнь и деятельность войск доказывает обратное: незаконные приказы существуют. Это положение дел законодатель не мог не учитывать и должен был бы предусмотреть определенный порядок реакции полномочных на то субъектов военно - служебных отношений на несоответствие отданного приказа законодательству. Установлен ли законодательством такой порядок?
Прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо дать определение применяемых в настоящей статье понятий, а также показать значение часто употребляемых в служебной деятельности слов и фраз в целях правильного понимания смысловой нагрузки, вложенной в них законодателем.
Приказ - это распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение (абз. 1 ст. 36 УВС ВС РФ).
Во второй части указанной нормы определено: приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Письменный приказ <*> является основным распорядительным документом (правовым актом <**>b) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений).
--------------------------------
<*> См. п. 26 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. N 170.
<**> Правовой акт - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (см. постановление Государственной Думы "Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации" от 11 ноября 1996 г. N 781-11 ГД).
Учитывая важность сказанного, акцентируем внимание на последнем предложении: правом на отдание письменного приказа обладают только командиры воинских частей или начальники учреждений.
Устные приказы отдаются всеми командирами (начальниками).
Представляется, что данное положение не носит запретного характера и не исключает отдания письменного приказа (кроме командиров воинских частей и начальников учреждений) командирами (начальниками).
Например, в случае отсутствия возможности отдания приказа устно или по техническим средствам связи командиры (начальники) могут применить письменную форму отдания приказа. Однако в этом случае такой приказ не будет являться основным распорядительным документом военного управления (правовым актом).
Здесь уместно остановиться и на определении понятия командира (начальника) в том смысле, в котором это понятие применяется в федеральных законах "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" и в общевоинских уставах ВС РФ.
Командир (начальник) - это воинское должностное лицо, обладающее всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, правом единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов, воинских уставов и требовать их выполнения.
Возвращаясь к обсуждаемой проблеме, проанализировав положения УВС ВС РФ, касающиеся исполнения приказа, можно сделать вывод: устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов командиров, воинские уставы исходят из презумпции их законности и соответствия интересам службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника.
Аналогичная точка зрения содержится и в абз. 1 п. 3 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г., который устанавливает, что командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
В абз. 3 ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. также закреплен принцип беспрекословного выполнения военнослужащим приказов командира.
Таким образом, на основании указанных выше норм можно сделать следующий вывод: военнослужащий, получивший приказ, обязан выполнить его не только точно и в срок, но и беспрекословно. Обсуждение приказа недопустимо. Обязанностью военнослужащего является беспрекословное выполнение полученного приказа.
Как следствие существующего положения, касающегося исполнения военнослужащим приказа, он (военнослужащий) не имеет права совершать иные действия по отношению к полученному приказу, будь то обсуждение, не строгое (не точное) или несвоевременное (не полное) его выполнение. Более того, абз. 3 ст. 30 УВС ВС РФ, кажется, уже окончательно исключает возможность спора по данному вопросу: неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.
Однако не будем забывать, что вышеуказанный порядок исполнения приказа установлен исходя из презумпции его законности и соответствия интересам службы. Но возможности какой-либо реакции военнослужащего на получение незаконного приказа ни Федеральный закон "О статусе военнослужащих", ни Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", ни УВС ВС РФ не содержат. Отсюда можно сделать еще один вывод: военнослужащий, получивший приказ (любой: законный или незаконный), обязан его беспрекословно выполнить, точно и в срок. Только в этом случае он не нарушит законов Российской Федерации и требования общевоинских уставов.
Действительно, такое положение дел является верным и единственно возможным, иначе ни о каком единоначалии и управлении в Вооруженных Силах не приходится говорить. Нетрудно себе представить, во что бы вылилось предоставление военнослужащему, получившему приказ, права на оценку (а впоследствии и на соответствующие действия) соответствия полученного приказа законодательству, его справедливости и целесообразности, исходя из его (военнослужащего) внутреннего убеждения, уровня образования и сознания.
Косвенно полученный вывод об обязательности беспрекословного выполнения военнослужащим приказа командира (начальника) подтверждает также то, что ответственность за законность отдаваемого приказа несет командир (начальник).
Например, в ст. 38 УВС ВС РФ определено: командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения. Он несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью и превышение власти или служебных полномочий в отдаваемом приказе и за непринятие мер по его выполнению. Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного.
Командиры (начальники), отдавшие приказы, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 2 п. 3 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"b).
Военнослужащие (в том числе командиры и начальники) в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско - правовую и уголовную ответственность.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.
За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.
За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих".
За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско - правовую ответственность.
За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих"b).
Таким образом, командир (начальник) за незаконный приказ, отданный подчиненному, может быть привлечен в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско - правовой и уголовной ответственности <*>.
--------------------------------
<*> Здесь обратим внимание на то, что, как нами было установлено выше, военнослужащий, выполнивший незаконный приказ, ответственности за него (приказ) и за его последствия не несет. Напомним, что такой вывод позволяет сделать анализ соответствующих норм, содержащихся в федеральных законах "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" и УВС ВС РФ.
Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ДУ ВС РФ), к административной - в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и ДУ ВС РФ, к материальной - в соответствии с Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г., к гражданско - правовой - в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и, наконец, к уголовной - в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
ДУ ВС РФ, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Федеральный закон "О материальной ответственности" и Гражданский кодекс не содержат положений, каким-либо образом изменяющих порядок, относящийся к исполнению приказа, установленный в Федеральных законах "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" и УВС ВС РФ.
Представляется, что споры, касающиеся обязанности выполнения незаконного приказа, породила ст. 42 Уголовного кодекса Российской Федерации. В ней сказано:
"1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
2. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность".
Как мы видим, первая часть ст. 42 прямо закрепляет то же правило, которое косвенно содержится в федеральных законах "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" и УВС ВС РФ. Лицо (в нашем случае военнослужащий - подчиненный), не несет ответственности за исполнение обязательного для него приказа командира (начальника), а к ответственности за незаконный приказ и его последствия необходимо привлекать командира (начальника), его отдавшего. Поэтому точное выполнение приказа командира (начальника) освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу, и за его последствия.
Отвечая на вопрос темы настоящей статьи, необходимо подробным образом разобраться с содержанием второй части ст. 42 Уголовного кодекса, и в этом смысле она представляет для нас большой интерес.
Для начала необходимо вернуться к определению воинского преступления, данному в абз. 3 ст. 30 УВС ВС РФ: воинским преступлением является неповиновение или другое неисполнение <*> приказа.
--------------------------------
<*> Под другим неисполнением приказа следует понимать любое действие (бездействие) военнослужащего, получившего приказ, влекущее невыполнение приказа как по сути, содержанию и качеству, так и по времени.
Данное определение если и можно принять за верное, то только в самом общем виде, отражающем последующие за неисполнением приказа санкции со стороны государства. Более того, обсуждаемое определение не имеет юридической силы, и вот почему.
Ч. 1 ст. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) гласит: "Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс". Эта норма закрепляет важное положение о том, что все уголовно - правовые отношения в Российский Федерации регулируются УК РФ. Кроме того, согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ принятие уголовного законодательства относится к ведению Российской Федерации. Уголовная ответственность в нашей стране устанавливается только законом, и никакие подзаконные акты <*> не вправе это сделать.
--------------------------------
<*> УВС ВС РФ утвержден Указом Президента Российской Федерации 14 декабря 1993 г., является подзаконным нормативным правовым актом. УК РФ является федеральным законом, принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации РФ 5 июня 1996 г., введен в действие с 1 января 1997 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие.
Таким образом, определение понятию "преступление" вообще и понятию "воинское преступление" в частности должно быть дано в УК РФ.
Действительно, ст. 14 УК РФ содержит определение понятия преступления: "Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности".
Понятие "воинское преступление" дано в ч. 1 ст. 331 УК РФ:
"Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой (прим. - главой 33 УК РФ) преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов".
Исходя из понятия воинского преступления, данного в ст. 331 УК РФ, повторим еще раз: воинским преступлением является то общественно опасное действие (бездействие), совершаемое (совершенное) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданином, пребывающим в запасе, во время прохождения им военных сборов, которое предусмотрено гл. 33 УК РФ.
Что касается неисполнения приказа, то ст. 332 УК РФ гласит, что воинским преступлением являются следующие действия (бездействие):
"1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы...
2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия...
3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия...".
Как мы видим, неисполнение подчиненным приказа является преступлением только тогда, когда приказ отдан в установленном порядке, а его неисполнение причинило существенный вред интересам военной службы <*>.
--------------------------------
<*> 2-я и 3-я части ст. 332 УК РФ в настоящей статье рассмотрены не будут, так как они не влияют на суть рассматриваемой проблемы.
Порядок отдания приказа установлен ст. ст. 30, 31, 38, 39 УВС ВС РФ. Приказ должен отдаваться в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов. При отдании приказа командир (начальник) должен быть для подчиненного примером тактичности и выдержанности и не должен допускать как фамильярности, так и предвзятости. Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения. Он несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью и превышение власти или служебных полномочий в отдаваемом приказе и за непринятие мер по его выполнению. Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного. Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или приказывает подчиненному самому доложить об этом своему непосредственному начальнику.
Вторым обязательным условием признания неисполнения приказа воинским преступлением является причинение существенного вреда интересам военной службы.
Под интересами военной службы <*> прежде всего следует понимать подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Беспрекословное выполнение поставленных задач в любых условиях невозможно без соблюдения принципа единоначалия - сущности взаимоотношений между командиром (начальником) и подчиненным. Поэтому под существенным вредом интересам военной службы следует понимать, например, подрыв воинской дисциплины, провокацию к неисполнению приказов другими военнослужащими, падение авторитета начальника и т.д. Кроме того, безусловно, в интересах военной службы сохранение жизни и здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также сбережение военного имущества. Поэтому под существенным вредом, причиненным интересам военной службы, необходимо понимать и физический вред, и вред материальный. Физический вред может выражаться в причинении вреда жизни и здоровью людей, а материальный - в нанесении ущерба воинской части (боевой технике, другому имуществу).
--------------------------------
<*> Существуют и иные формулировки интересов военной службы. Например, интересы военной службы - это потребности решения стоящих перед командиром (начальником) служебных задач, а также иного обеспечения боевой готовности вверенной ему воинской части.
Таким образом, неисполнение приказа является воинским преступлением при обязательном выполнении каждого из следующих условий:
- приказ был отдан командиром (начальником) в установленном порядке;
- неисполнением приказа причинен существенный вред интересам военной службы.
Учитывая вышеизложенное, перейдем к рассмотрению ч. 2 ст. 42 УК РФ. В свою очередь, она состоит из двух предложений. В первом сказано, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконного приказа, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Ключевыми фразами в ней являются "умышленное преступление" и "заведомо незаконный приказ".
В соответствии со ст. 25 УК РФ преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Под заведомо незаконным приказом следует понимать такой приказ, незаконный характер которого был понятен подчиненному в момент его исполнения.
Исполнитель приказа, заведомо знающий о незаконности (преступности) приказа и тем не менее умышленно его выполняющий, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Другими словами, на него не распространяется действие ч. 1 ст. 42 УК РФ и уголовную ответственность исполнитель заведомо незаконного приказа будет нести наряду с командиром (начальником), его отдавшим.
Все сомнения, касающиеся характера приказа и его законности и незаконности, преступности и не преступности, должны толковаться в пользу подчиненного, ибо, во-первых, ответственность за правомерность отдаваемых приказов лежит на начальнике, а не на подчиненном, во-вторых, подчиненный, как правило, не владеет всей необходимой информацией, на основании которой можно было бы решить вопрос о правомерности полученного приказа. Закон же не предоставляет ему возможности и времени собирать такую информацию прежде, чем выполнить приказ.
Второе предложение п. 2 ст. 42 устанавливает правило, по которому неисполнение заведомо незаконного приказа исключает уголовную ответственность.
Здесь уместно напомнить о том, что мы, собственно говоря, установили выше: военнослужащий, получивший приказ, обязан выполнить его не только точно и в срок, но и беспрекословно. Обсуждение приказа недопустимо. Обязанностью военнослужащего является беспрекословное выполнение полученного приказа (см. Федеральные законы "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" и УВС ВС РФ).
Однако подчиненный, как и любой гражданин, обязан соблюдать и уголовный закон, не совершать преступлений ни по приказу, ни без приказа.
Таким образом, складывается ситуация столкновения двух обязанностей, выполнить одну из которых можно только за счет выполнения другой.
Решение вопроса в данной ситуации возможно только на основе института крайней необходимости. Речь идет, разумеется, о случаях, когда подчиненный заведомо знает о незаконном (преступном) характере приказа (а начальник иногда и не скрывает характера приказа, но требует исполнения, ссылаясь на то, что отвечать будет не подчиненный, а он - начальник).
Если у подчиненного нет иного выхода, кроме как выполнить или не выполнить полученный незаконный (преступный) приказ, он должен действовать таким образом, чтобы его действиями был причинен вред меньше того вреда, который наступил бы, если бы он действовал иначе.
Соблюдение условий крайней необходимости при невыполнении незаконного (преступного) приказа освобождает подчиненного от ответственности за неисполнение приказа.
Если условия крайней необходимости будут соблюдены при выполнении незаконного (преступного) приказа, то подчиненный не подлежит ответственности за соучастие в преступлении, совершенном во исполнении полученного приказа начальника.
Подводя итог нашим рассуждениям, необходимо заметить, что положения, касающиеся возможного неисполнения заведомо незаконного приказа, затрагивают только уголовно - правовые отношения. Действия (бездействие) подчиненного, не выполнившего приказ командира (начальника), могут быть признаны судом правомерными, если отданный приказ был заведомо для подчиненного незаконным (преступным). Но признание указанных действий (бездействия) правомерными возможно опять же только с точки зрения уголовного права - неисполнение заведомо незаконного (преступного) приказа исключает уголовную ответственность.

Таким образом, ответ на вопрос: "должен ли военнослужащий исполнять незаконный приказ? - будет следующим: "Да, должен, в обязательном порядке, беспрекословно, точно и в срок". Точное выполнение приказа (в том числе и незаконного) командира (начальника) освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу, и за его последствия. Исключение составляет необходимость выполнения заведомо незаконного (преступного) приказа. В этом случае военнослужащий, получивший заведомо незаконный (преступный) приказ и при отсутствии у него возможности иного выхода, кроме как выполнить или не выполнить полученный незаконный (преступный) приказ, должен действовать таким образом, чтобы его действиями был причинен вред меньше того вреда, который наступил бы, если бы он действовал иначе.

Конец перепоста :)
Итак, текст заслуживает внимания и одобрения по факту глубокого и всестороннего анализа.
Однако, неубедителен. Может, потому что придерживаюсь "радикального" мнения, которое выработал самостоятельно в первый год угрозы службы, вычитывая всё-всё в чительном зале краевой библиотеки. Может, потмоу что вывод текста наводит на мысли об авторстве "с той" стороны, от военных, который ой как бояться свободы мнения, называя эту несвободу "принципом единоначалия".
Основной лейбмотив текста - приказ законен в силу называния его приказом. А иное может признать только суд. А если не признает, то ещё и сядешь за его неисполнение. И вообще ты можешь почти не исполнить только уголовно-наказуемый приказ.
С чем я не согласен в корне. Ибо незаконный приказ в силу своей незаконности не порождает никаких обязанностей. Ни "достать, где хочешь, кроссовки", ни "принеси сигарет". Ибо нехуй.
Может, поэтому я и не служил)

@темы: Точка зрения